Оленин Петр Сергеевич

[1870 (в нек-рых источ. 1874), с. Истомино Рязан. губ., ныне Рязан. обл. — 28.1.1922, Петроград (похоронен в Москве)] — арт. оперы (баритон), камерный певец и режиссер.

Двоюродный брат М. Олениной-Д''Альгейм и композитора А. Оленина.

В 1895 окончил медицинский ф-т Моск. ун-та. Будучи студентом, одновременно обучался пению у А. Николаева, Д. Леоновой, К. Кржижановского и Ф. Комиссаржевского.

В этот период участвовал в Обществе литературы и искусства, где выступал с Л. Собиновым в любительском спектакле "Паяцы", сблизился с участниками кружка К. Станиславского.

В 1895 уехал в Италию, где совершенствовался в пении у М. Петца, М. Полли, в 1900 — у А. Маццоли.

В 1897 с успехом дебютировал в партии Тонно в Генуе, затем в партии Валентина ("Фауст") в Специи, позднее пел в Неаполе.

В 1898 дебютировал в партии Князя Игоря на сцене моск. Большого т-ра, однако в труппу не был принят.

В том же году 24 ноября успешно дебютировал в партии Онегина на сцене Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова (дирекция К. Винтер), затем выступал до 1900 в Товариществе частной оперы (т-р Солодовникова).

В 1900—03 и 1915—18 солист Большого т-ра, в 1904—15 — моск. Оперы С. Зимина.

В сезоне 1905/06 с большим успехом выступал как опереточный буффон, исп. куплеты на злободневные политические темы. Гастролировал в Петербурге, Одессе, Харькове, Киеве, Кисловодске.

Певец не обладал выдающимися вокальными данными, однако сцен. темперамент, муз. одаренность позволили ему создать яркие муз.-сцен. образы. "Оленин — как рыба в воде на сцене, живет на ней, не может себя вне ее представить.

Что ни партия — характерная фигура, обдуманная, прочувствованная до мельчайших деталей.

Оленин одинаково хорош и в комедии, и в драме, в любых исторических эпохах и стилях.

Нигде он не затеряется, ничем не смутится, во все готов всегда вложить всю душу, весь темперамент.

Поэтому-то Оленин всегда колоритен, и многое, созданное им, запоминается неизгладимо... Оленин — это избранник природы, щедро ею отмеченный человек" (Кругликов С. Новости дня. 1904. 20 янв.). 1-й исп. партий: Кальвейгштейна ("Мадемуазель Фифи"), Кочетова ("Скоморох"); в Москве — Дюнуа ("Орлеанская дева"), Рангони ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Бургомистра ("Царь и плотник"), Судьи ("Вертер"), Леско ("Манон Леско"); на рус. сцене — Каскара ("Заза"). Лучшие партии: Фарлаф, Борис Годунов, Варлаам, Рангони, Петр ("Вражья сила"), Писарь ("Майская ночь"), Дюнуа ("Орлеанская дева"), Судья ("Вертер"). Др. партии: Томский, Вязьминский, Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной, Зай-Санг, Сен-Бри, Нилаканта, Эскамилио, Тонно, Тельрамунд.

Партнеры: С. Гладкая, В. Петрова-Званцева, И. Прянишников, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин, В. Шкафер.

Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, М. Ипполитова-Иванова, И. Труффи.

О. был известным камерным певцом.

С 1898 принимал участие в 32 концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. произв.

М. Глинки, М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского, А. Гречанинова, с особым мастерством — романсы М. Мусоргского, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, рус. нар. песни. Занимался также режиссерской деят-стью. В 1907—15 гл. режиссер и худож. рук. Оперы С. Зимина.

В 1915—18 режиссер моск. Большого т-ра (с 1916 упр. труппы), в 1918—21 — петрогр.

ГАТОБа (с 1921 упр. оперной труппы), в 1921 — Гос. акад. т-ра комич. оперы (ГАТКО). В 1917 основал в Москве т-р "Алтар" ("Малая опера"). Один из выдающихся оперных режиссеров.

Как режиссер формировался под влиянием принципов МХАТа. 1-й постановщик опер: "Скоморох" (1908), "Золотой петушок" (1909), "Измена" (1910), "Сестра Беатриса" А. Гречанинова (1912), "Мельник — колдун, обманщик и сват" М. Соколовского, оркестровка Е. Букке (1915), "Оле из Нордланда" (1916); в Москве — "Чио-Чио-сан" (1911), "Дни нашей жизни" (1913), "Млада" (1913), "Капитанская дочка" (1914), "Ручь" (1915); на рус. сцене —"Нюрнбергские мейстерзингеры" (1909), "Луиза" (1911), "Девушка с Запада" (1913). Лучшие постановки: "Орлеанская дева" (1907; постановка, наметившая путь к реалистической реформе оперного спектакля), "Борис Годунов" и "Кащей бессмертный" (1908), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1909), "Снегурочка" и "Хованщина" (1910), "Садко" и "Купец Калашников" (1912), "Дон Жуан" (1913), "Гугеноты" (1915), "Царская невеста" (1916), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (сезон 1916/17), "Дон Карлос" (1917), "Алеко" С. Рахманинова, "Елка", "Вертер", "Рафаэль", "Кармен" (в авторской ред., где вокальные сцены чередовались с драм. диалогами).

Среди др. постановок — "Аскольдова могила" (1914), "Хирургия" (1915). Записывался на грампластинки (8 произв.) в Петербурге ("Пате", 1912). Соч.; Отчего перевелась песня на святой Руси... // Вятские губ. ведомости. 1903. Прилож. к № 75. Лит.:Держановский Вл. П. С. Оленин. (Некролог) // Жизнь искусства. 1922. № 2. С. 129—130; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 198—199; Боровский В. Из истории частной оперы С. И. Зимина // Труды Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. — Л., 1971. Вып. 3. С. 101 — 125; Его же. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 63—71, 86, 87, 95, 97; Mapков В. Д. В опере С. И. Зимина. (Из истории оперной режиссуры) // Музыкальное наследство. — М., 1976. Т. IV. С. 141 — 159, 161 — 182; Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. — М., 1978. С. 407—408; Яковлев Вас. Избранные труды о музыке.

Т. 3: Музыкальная культура Москвы. — М., 1983. Оленин, Петр Сергеевич Род. 1870, ум. 1922. Певец (баритон), режиссер.

Пел на сцене театров Москвы и Петрограда.