Португалов Вениамин Осипович

(1835 — 20 октября 1896 г. в Самаре) — публицист и врач. Тяжелую утрату понесла русская публицистика.

Скончался известный публицист и врач Вениамин Осипович Португалов.

Служение ближнему, страстная проповедь против всякого зла, неправды и святогасительства, готовность во всякую минуту вступить в бой за свои идеалы — вот те высокие черты, которые отличают всю долгую трудовую жизнь В. О. Кроме того, это был необыкновенно отзывчивый писатель, и перед пишущим эти строки прошел целый ряд писем покойного В. О., которыми он откликался почти на каждое общественное дело. Многие статьи "Биржевых Ведомостей" были приветствованы В. О. горячо и страстно.

Получались от него и укоризненные письма, когда почему-либо мы не могли высказаться по тем или другим вопросам провинциальной жизни с надлежащей определенностью, или на те или другие общественные явления смотрели объективнее и спокойнее, чем того требовал темперамент В. О. Покойный начал свою литературную карьеру в "Неделе" рядом корреспонденций, и эти корреспонденции носили яркий обличительный, боевой характер.

Этот боевой характер замечается всюду, во всяком начинании В. О. В последнее время он занялся алкоголизмом; но для него, конечно, это не могло быть академическим изучением вопроса.

В. О. поставил на своем знамени борьбу с этим злом, ездил на конгрессы, написал целый ряд популярных брошюр и завел лечебницу, вскоре приобретшую известность по всей России.

Нашим читателям еще памятны прекрасные корреспонденции В. О. с женевского съезда, в них как нельзя более сказалась эта боевая черта характера В. О. Сегодня печатаем мы и последнюю статью его, тоже посвященную алкоголизму.

Покойный был оптимистом до мозга костей; в человеческий разум, в его победу над тьмой он верил непоколебимо; среди самых тяжелых, самых мрачных обстоятельств ему всегда сияла эта вера. Не касаясь других сочинений В. О., мы можем указать, кстати, на работу покойного, помещенную в "Биржевых Ведомостях" прошлого года, "Культура и нищета", как на образчик его оптимистического миросозерцания и вместе с тем отвращения к квиетизму.

В оптимизме его заключается и причина того, я позволю сказать, профетизма, проповедничества, которым отмечена каждая строчка В. О., как писателя.

В. О. родился в 1835 г., высшее образование он получил в Киевском университете, по окончании которого занимался частной практикой в Пирятине, Полтавской губернии.

Отсюда, однако, он вскоре был переведен в Шадринск, Пермской губернии, где и женился.

За нелады с администрацией его перевели в Чердынь, а затем он получил назначение городским врачом в Красноуфимск.

Литературная его деятельность начинается со времени пребывания его в Пермской губернии.

Он начал писать, как уже выше упомянуто, корреспонденции в "Неделю" и печатать статьи в "Деле" и "Архиве судебной медицины и гигиены". Деятельное участие в журналистике он стал принимать уже после того, как оставил совсем служебную деятельность, в Самаре — в качестве земского врача, и в Вятской губернии — санитарным врачом, где задумал ряд широких реформ по охранению народного здравия, испугавших местных обывателей.

Поселившись в Самаре, он всецело отдался литературе.

В. О. работал в целом ряде журналов и газет: "Деле", "Русской Мысли", "Русском Богатстве", "Вестнике Воспитания" и т. д. За последнее же время его статьи появлялись в медицинских и педагогических журналах — в "Биржевых Ведомостях", "Волжске-Камском крае" и многих других.

Из вышедших отдельно его трудов укажем "Вопросы общественной гигиены", "Беспредельности гигиены" и "Гигиена интеллигентного человека". В Самаре у В. О. была все та же трудовая жизнь; трудно даже вообразить себе всю массу написанного В. О. за это время, а нужно помнить, что очень многое, ввиду исключительной страстности покойного, не могло появляться в печати.

Все события, волновавшие за последнее время Самару и Поволжье, вызывали соответственный отклик у В. О. В 1883 г., во время известной голодовки, покойный в горячей статье обратил внимание на тяжелое положение голодавших и вызвал усиленную правительственную помощь.

Во время холеры 1893 г. он положительно не знал, что такое сон. За это его обожали среди народа; его иначе и не называли, как благодетелем, отцом и праведником.

Заканчиваем наши краткие заметки словами автобиографии, которую В. О. прислал в ноябре 1887 г. С. А. Венгерову: "Мне 53 года, приближаюсь к последним дням жизни, не прожить мне столько, сколько прожито; но не променяю я своего прошлого ни на какое другое". ("Биржевые Ведомости", 1896, № 292). Библиография О нем: "Новое Время", 1896, № 7419. "Русское Слово", 1896, № 287. "Вестник Европы", 1896, кн. 12, с. 901. "Вестник Воспитания", 1896, кн. 11. "Русская Мысль", 1896, кн. 11, с. 237, отд. II. "Русское Богатство", 1896, кн. 11, отд. II, с. 225—227. "Исторический Вестник", 1896, кн.12, с. 1043—1048, 1110. "Новости", 1896, № 292, 297, 304. "Русские Ведомости", 1896, № 292. "Московские Ведомости", 1896, № 296. "Северный Вестник", 1897, кн. 1, с. 21—22, отд. II. "Исторический Вестник", 1906, кн. 7, с. 176—178. "Голос Минувшего", 1916, кн. 12, с. 227—232. Португалов, Вениамин Осипович — известный врач-публицист (1835—1896); род. в Полтаве, в зажиточной еврейской семье; учился в Харьковском и Киевском университетах по медицинскому факультету.

В Киеве, под руководством профессора П. В. Павлова, П. занимался организацией воскресных школ. Служил врачом на родине, потом очутился на севере в Пермской губ., сначала в Шадринске, потом в Чердыни, где не имел даже права заниматься врачебной практикой, почему взялся за перо. Первый его очерк ("Шадринск и Чердынь"), помещен в "Архиве Судебной Медиц."; затем он принимал деятельное участие в "Деле" и "Неделе", преимущественно по вопросам гигиены.

Получив возможность возвратиться на службу, П. был красноуфимским городовым врачом, потом заведовал двумя горнозаводскими врачебными участками на Урале, изучая быт и санитарное положение рудокопов, результатом чего явился очерк: "Гигиена рудокопов". С 1870 по 1880 г. был земским врачом в Камышлове, Самаре, Вятке и Бугуруслане.

Позже, живя в Самаре, он принимал энергичное участие во всех просветительных и благотворительных учреждениях г. Самары и один из первых стал бороться в России с недугом пьянства, делая больным подкожные вспрыскивания стрихнином, выпуская популярные брошюры о пьянстве: "Пьянство — пагуба человека", "Пьянство, как социальный недуг", "Борьба с алкоголизмом" и мн. др. В последнее время П. всецело отдался устройству народных чтений в Самарском городском театре.

Его статьи печатались в "Русском Богатстве", "Русс. Мысли", "Вестнике Воспитания", "Медицинском Вестнике", "Русской Жизни", "Стране", "Молве" и мн. др. столичных и провинциальных изданиях.

Главные труды его: "Вопросы общественной гигиены" (1874) и журнальные статьи: "Пособие для фельдшеров", "Повальные чудачества", "Юдаизм и наука", "Знаменательные движения в еврействе", "Русская община", "Каштанство и пустовые души", "Оздоровление городов", "Однобокая гигиена", "Преступная управа", "Змей Горыныч", "Ученик об учителе". {Брокгауз} Португалов, Вениамин Осипович — врач, публицист и общественный деятель, один из видных участников иудео-христианского движения, возникшего в южно-русском еврействе в начале 80-х гг. XIX в. (см. Духовно-библейское братство, Новый Израиль); род. в Полтаве в 1835 г., умер в 1896 г. в Самаре.

П. долго стоял вдали от еврейской жизни. В Киеве П. вращался в народнических кружках, избегая всякого сближения с еврейским обществом.

Уже в то время П. проникся господствовавшим в тогдашних народнических и украинофильских кружках представлением о якобы губительной роли евреев в хозяйственной жизни русского крестьянства — представлением, легшим в основу реформаторской проповеди П. и догматов духовно-библейского братства.

Высланный в Пермскую губернию, он стал заниматься литературной деятельностью.

Позже он жил в Самаре, где посвятил себя филантропической и просветительной деятельности.

Врач-идеалист, П. один из первых боролся с алкоголизмом. — Желая преобразовать на сектантский лад социальный быт и духовный уклад еврейской жизни, о которой он имел весьма смутное понятие, П., естественно, вызвал своей деятельностью лишь отрицательное отношение со стороны еврейского общества.

Впервые П. пришлось столкнуться с еврейским вопросом в начале 80-х гг., после погромов.

Рассматривая внезапно разразившиеся погромы как "одно из выражений социального движения четвертого сословия против накопившихся несправедливостей привилегированных классов", П. видел единственное разрешение еврейского вопроса в социально-религиозной реформе быта евреев на началах общечеловеческой религии, освобожденной от обрядностей, — точнее сказать, на началах русского сектантства, со многими представителями которого П. находился в тесной связи. Еврейство может культивироваться, по мнению П., и двигать культуру и цивилизацию лишь тогда, когда оно растворится в европейских народностях, иначе говоря, в русском народе, ибо "если между абсолютным православием и ортодоксальным еврейством мало общего, то между христианским и еврейским сектантством возможна полнейшая солидарность". Утопичность П. доходила до того, что он не только видел в социально-религиозной реформе еврейства панацею от всех бедствий еврейского народа, но и призывал правительство к борьбе с еврейскими обрядностями; на страницах "Судебной газеты" (1894) он требовал репрессий со стороны властей против таких еврейских религиозных обрядов, как обрезание, халица и еврейский способ резки скота, выражая уверенность, что правительство, ведущее непрерывную борьбу с сектантским движением, само примет меры для насаждения его на ниве еврейства.

Из работ П. заслуживают внимания: Знаменательные движения в еврействе, 1884; Иудаизм и наука, Русское Богатство, 1888; Обрезание у евреев, Медицинское Обозрение, 1884. — Ср. Систематический указатель.

И. Б. {Евр. энц.}